1. Понятие и предмет теории государства и права.
2. Методология теории государства и права. Методы теории государства и права.
3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
4. Теория государства и права в системе юридических наук.
5.Система курса теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Функции теории государства и права.
1. Понятие и предмет теории государства и права.
Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете.
Иначе говоря, теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.
Таким образом, теория:
во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;
во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;
в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений;
в-четвертых, объясняет и оценивает реальную государственно-правовую действительность, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей.
Определить предмет теории государства и права – значит установить, что изучает данная наука, каков круг общественных отношений, явлений, институтов, учреждений, которые она исследует. Это та область познания, на которую направлена данная наука, т. е. вопросы, которые она изучает.
Как следует из названия теории государства и права, она изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками, например, философией, социологией, политологией, антропологией. Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.
Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» государственно-правовых систем.
В качестве элементов, в комплексе образующих предметное поле современной теории государства и права, следует рассматривать:
— понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическую догматику). Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции», в рамках которой формулируются основные понятия и принципы, характеризующие государство и право (государственный суверенитет, глава государства, орган государства, норма права, правоотношение, правонарушение и т. д.);
— наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Теория исследует государство и право в качестве динамических изменяющихся в пространстве, времени и по кругу лиц, явлений, возникающих на определенном этапе общественного развития и видоизменяющихся вместе с обществом;
— юридические средства, принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическую технику).
Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания,исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации;
— приемы, способы и принципы познания в области юридическойнауки (юридическую методологию). Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессеисследования правовой реальности.
Объектом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни. Государство и право, как составные элементы комплексного объекта теоретической науки — явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой. В качестве объекта теории государства и права выступает обобщенное представление о «государстве и праве вообще».
2. Методология теории государства и права.
Методы теории государства и права.
Метод в познавательной деятельности — это средство (прием, способ), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации о рассматриваемом явлении (событии).
Метод теории государства и права определяет, каким образом исследуется предмет этой области политико-правового знания, каким образом полученные сведения могут быть систематизированы, интерпретированы и внедрены в юридическую практику.
В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.
1. Общенаучные методы — это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.
Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и между родственными явлениями и институтами.
Данный метод исходит из того, что система:
1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
2) образует единство со средой;
3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка;
4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка
Как система может быть рассмотрено любое явление.
Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет выделить и охарактеризовать относительно самостоятельные направления (векторы) государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, правовых институтов и механизмов.
Метод аналогии исходит из идеи подобия, в основу которой положено предположение о том, что между различными однопорядковыми явлениями существуют определенные соответствия, так что, зная характеристику одного из них, можно с достаточной определенностью судить о другом (к примеру рассмотрение юридических дел по аналогии предполагает, что при отсутствии нормы права, регламентирующей именно данное юридически значимое отношение, решение будет приниматься в соответствии с нормой, регламентирующей сходное с рассматриваемым отношением.
Метод теоретического моделирования. Данный метод предполагает создание абстрагированных от жизненных реалий моделей, концепций явлений вообще («чистого права», «идеального государства» и т. п.), изучение созданных моделей, а затем распространение полученных сведений на одноименные явления, существующие в реальности. Теоретическое моделирование помогает при создании оптимальных конструкций организации государственного аппарата, осуществления административно-территориального устройства, систематизации законодательства, формирования и функционирования механизма правового регулирования и т. п.
Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными инструментами для плодотворной научной деятельности.
Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.
Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.
Гипотеза — научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.
Дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам.
Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
2. Специальные методы — это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.
Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.
Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).
Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.
3. Частноправовые методы — это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой.
К частноправовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.
Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.
Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.
Метод сравнения включает в себя следующие этапы:
а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;
б) сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;
в) оценку результатов.
Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу тогда, когда, с одной стороны, существует ситуация, требующая урегулирования правовыми 28 средствами, а с другой — отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.
Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство. Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.
Формально-юридический метод предполагает изучение права в чистом виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.
3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
Раскрывая место теории государства и права в системе общественных наук, следует подчеркнуть, что это тоже общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия, политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения, т. е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета.
Так, философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Философия представляет собой науку о всеобщих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Философские знания относятся к знаниям самого высокого теоретического уровня. Философия как бы стоит над всеми науками, поскольку направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные философские проблемы – отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Философия служит мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами. В теории государства и права активно используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура, причина и следствие, необходимость и случайность и др. Философия дает для теории государства и права, как и для других общественных наук, мировоззренческую основу, ориентиры, определяет направленность теоретического знания о государстве и праве.
Теория государства и права тесно связана с исторической наукой, которая наделяеттеорию государства и права конкретным материалом. Каждый исторический этап развития человеческой цивилизации дает богатый материал для общетеоретических обобщений и выводов. Без исторической науки теория государства и права превратилась бы в абстрактную, чисто умозрительную науку.
Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения. Все государственно-правовые явления и институты отражают систему существующих общественных отношений. От них зависит эффективность функционирования государственно-правовой действительности. Именно социология предоставляет юридической науке в целом и теории государства и права в том числе фактологический материал, который позволяет реформировать государственно-правовые институты, совершенствовать действующее законодательство. Различия между теорией государства и права и социологией состоят в том, что теория государства и права акцентирует внимание в общем объекте на его юридических свойствах, а социология изучает его как социальное явление.
Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. Теория же государства и права изучает государство как элемент политической системы, а право, как способ регулирования политических процессов и явлений. Обе науки изучают государство по-разному: предмет политологии составляют отношения людей по поводу власти в обществе, т. е. не только в государстве, но и в других социальных образованиях; теория государства и права рассматривает государство как публично-правовую общность, обладающую определенными признаками (суверенитетом, государственной казной, монопольным правом на принятие общеобязательных для исполнения актов и др.).
Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов. Поэтому теория государства и права использует разработки экономической науки, которые позволяют глубже познать государственно-правовые явления. В частности, теория государства и права определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества, активное обратное воздействие государственно-правовых явлений на экономические отношения.
Теория государства и права взаимодействует с культурологией – наукой о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры, ее значении для человечества. Высшая ценность культуры – человек, его права и свободы. Следовательно, развитие культуры определяется отношением к свободе и достоинству человека, условиями, предоставленными ему для творческой самореализации. Культурология изучает право, как явление цивилизации. Поскольку в мире наблюдается многообразие культур, то у разных народов и стран неодинаковая правовая культура. Теория государства и права и культурология взаимно обогащают друг друга, внося определенный вклад в общую мировую культуру и в развитие права как части человеческой культуры.
Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика). Таким образом, определяя место теории государства и права в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает особый акцент на изучении юридических начал в функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.
4.Теория государства и права в системе юридических наук.
Что касается места теории государства и права в системе юридических наук, то надо отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:
1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права отечественная и зарубежная, история учений о государстве и праве;
2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно меняется с появлением новых комплексных образований, со специализацией научных знаний, с дифференциацией научных направлений и т. д. К традиционным отраслям относятся гражданское, уголовное, конституционное право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, которые выделились из отраслей традиционного характера, например, банковское, налоговое право, а в качестве самостоятельных отраслей сформировались экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни;
3) прикладные юридические науки, использующие данные естественно-математических и технических наук, например, криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина: судебная психиатрия и др.;
4) так называемые организационные науки, например, судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;
5) международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.;
6) сравнительное правоведение – компаративистика. Главное ее назначение – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений разных государств, регионов, использования юридического опыта других народов.
Академик В.С. Нерсесянц называет всего три группы юридических наук:
а) теоретического и исторического профиля;
б) отраслевые;
в) специальные.
В эту группу включаются все прикладные и организационные юридические науки. По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей (общей), межотраслевой наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.
По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др. Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками.
Положения теории государства и права наиболее существенны для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Но и сама теория государства и права пользуется разработками отраслевых и иных специальных юридических наук для своих обобщений и выводов, для выявления общих закономерностей в развитии государства и права и связанных с ними явлений. Например, разработки науки уголовного права в области юридического состава преступления, послужили базой для использования этого понятия для характеристики состава правонарушения вообще. Или понятие «правосубъектность», разработанное первоначально наукой гражданского права, легло в основу выработки общей теорией понятия «правосубъектность» любых участников правового общения.
Таким образом, между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, взаимодействие: общая теория формулирует выводы, которые служат основой для решения специальных вопросов отраслевых наук, а последние поставляют для общей теории фактический материал и являются предпосылкой для теоретических обобщений. Теория государства и права – исходная по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке, и ее задача – аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.
Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую. Для нее характерно то, что она:
во-первых, изучает государственно-правовые явления в абстрактно-обобщенном плане;
во-вторых, придает важное значение формулированию отправных, основополагающих понятий, категорий, принципов, общих для всех юридических наук;
в-третьих, исследует технико-юридические аспекты действия государства и права (например, механизм государства, механизм реализации права, механизм правового регулирования, специфику правотворчества, правоприменения, правомерного поведения, юридической ответственности и т. д.).
5.Система курса теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
Функции теории государства и права.
Структурирование теории государства и права в соответствии с предметным подходом предполагает выделение двух основных структурных разделов: «Теории государства» и «Теории права». При этом от того, каким образом соотносятся в рамках предмета феномены «государство» и «право», зависит не только содержание науки, но и ее название. В том случае, если в качестве источника правообразования рассматривается государство, создающее право в процессе осознанной, целенаправленной, волевой деятельности, обеспечивающее его реализацию посредством государственного принуждения и применяющее меры юридической ответственности в отношении правонарушителей, то название науки звучит как «Теория государства и права». Если же право рассматривается как объективная система ценностей, значимых не только и не столько в силу признания, закрепления и санкционирования их государством, сколько в силу их естественного, не зависящего от государственной воли характера, то для того чтобы подчеркнуть приоритет права по отношению к государству, науку называют «Теория права и государства». Сторонники функционального подхода к структурированию теории государства и права выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.
Говоря о соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина в обязательном порядке базируется на науке и зачастую имеет одно с ней название (в рамках данного курса мы рассматриваем теории государства и права и как науку и вместе с тем как учебную дисциплину. — Р. Р.). Вместе с тем наука и учебная дисциплина — это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:
— учебная дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности (к примеру, правовой);
— наука — это системное, обобщенное ви́дение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.
Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов:
1) вводного;
2) общей теории государства;
3) общей теории права.
В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются
Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки – от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие функции.
1.Гносеологическая функция. Гносеология – это теория познания, изучения действительности. В этом плане все науки выполняют данную функцию. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.
2.Онтологическая функция. Онтология – учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.
3.Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.
4.Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.
5.Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д. Такого рода выводы проходят оценку различных социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противоположные взгляды и суждения. Множественность форм правовой идеологии в современном обществе объясняется наличием различных подходов, способов восприятия идеологами закономерностей, открываемых теорией государства и права, ибо наука и идеология хотя взаимосвязанные, но качественно различные формы общественного сознания. Однако ни идеологическая борьба, ни разнообразие политико-правовых идей, взглядов, развиваемых отдельными идеологами, не влияют на объективный характер положений, выводов общей теории как особой отрасли научного знания. Эти объективные знания о государстве и праве независимо от того, в какой период и какими идеологами они были получены, сохраняются, аккумулируются в теории, становятся 20 ее компонентом. Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
6.Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т. д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.
7.Практически-организаторская (практически-организационная) функция, содержание которой достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т. д.
8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов. Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий