воскресенье, 5 сентября 2021 г.

Лекция №1 по Конституционному праву для студентов ПСА

1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины 

 Понятие «конституционное право» имеет три смысла (аспекта): как отрасль права, как наука, как учебная дисциплина. Конституционное право как отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, закрепляющих, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти, а также регулирующая некоторые смежные отношения. Конституционное право как наука — система взаимосвязанных теоретических положений, идей, выводов по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права. Конституционное право как учебная дисциплина — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки. Его изучение является обязательным для студентов вузов, обучающихся по юридической и некоторым другим специальностям. Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку опираются на общий источник — единую сферу базовых, исходных общественных отношений, имеющих существенное политическое и социальное значение. Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение. Отличительная его особенность от других отраслей права, воздействующих на общественные связи в какой-либо одной области жизни, заключается в регулировании основ отношений, складывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества и государства (политической, экономической, социальной и др.). Основа данной отрасли права — Конституция РФ, что предопределяет ее особое, ведущее место в правовой системе, в том числе среди отраслей права. 
 Предметом конституционного права как отрасли права являются те отношения, которые регулируются его нормами
 а) отношения между человеком и государством; 
 б) основы конституционного строя;
 в) устройство государства; 
 г) форма правления. 
 Для разграничения отраслей права немаловажное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. В конституционном праве эти методы разнообразны и зависят от характера предмета регулирования.
 К ним обычно относят два основных: 
 — императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности); 
— диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, в своей основе базирующийся на дозволениях). 
 В свою очередь, другие методы имеют следующие способы воздействия:
 1) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов); 
 2) обязывание (касается организации власти, исполнения обязанностей, долга гражданина перед государством и обществом); 
 3) запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы). 
 В целом конституционно-правовые методы и способы воздействия на социальные отношения основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется значительно реже. Существенной особенностью данных общественных отношений является часто встречающееся неравенство сторон — участников конституционного отношения, подразумевающее подчинение одной стороны другой. Например, возложение государством на гражданина конституционных и иных обязанностей. 
К предмету науки российского конституционного права относятся: 
 1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления; 
 3) практика реализации норм конституционного права; 
 4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы. 
Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. 
 Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.
 Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием «расчлененного целого», широко использует такие понятия, как «элемент», «структура», «система», «функция», «целостность». 
 Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью). Формально-юридическийметод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.
 Сравнительно-правовой (компаративный) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает. 
 Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. 

 2. Конституционно – правовые нормы и конституционно – правовые отношения: общая характеристика 

 Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития и конкретизации. Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что этим предписаниям присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы установлены в положениях Конституции РФ (гл. 1), конкретизированы в законах и подзаконных актах (например, базовый принцип разделения властей). Особенностью конституционного права является то, что не все его предписания способны порождать соответствующие отношения в силу наличия большого количества декларативных норм, которые реализуются не через конкретные правоотношения, как это обычно бывает, а путем их провозглашения (декларирования). Нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям. В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивные и охранительные, от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений, месту в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные. По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. В зависимости от времени действия данные предписания бывают постоянными и временными. По сфере (территории) применения конституционно-правовые нормы могут быть выделены, как действующие в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования. Взяв за основу юридическую силу, эти общеобязательные предписания дифференцируют на нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др. Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Институт конституционного права — это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах ведущей отрасли права. Он объединяет в себе нормы, различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в законах, подзаконных актах, договорах (в некоторых случаях даже международных). Исходя из непосредственного предмета (объекта) регулирования, количества норм, их юридической силы и назначения выделяют различные институты. 
 Самое общее деление норм конституционного права на институты устанавливает Конституция РФ. Ее главы — это основа для подразделения фундаментальных норм на самостоятельные институты и тем самым важнейшая предпосылка и условие существования системы российского конституционного права, которая включает следующие основные институты: 
 — основы конституционного строя; 
 — гражданство; 
 — основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 
 — федеративное устройство; 
 — избирательное право и избирательная система; 
 — Президент РФ; 
— законодательная (представительная) власть; 
 — исполнительная власть; 
 — государственная власть субъектов РФ; — судебная власть и прокуратура;
 — местное самоуправление;
 — порядок внесения поправок и пересмотра конституционных норм. Комплексные институты включают в себя подинституты. 
Например, такой комплексный институт, как основы правового статуса человека и гражданина, объединяет подинституты гражданства, личных, политических, социально-экономических прав, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в ее субъектах. Другим важнейшим институтом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, система народного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т.д.). По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт (а некоторые даже считают его подотраслью конституционного права), но не образуют в настоящее время обособленной отрасли муниципального права. Следует различать систему отрасли конституционного права, охватывающую всю совокупность определенных правовых норм и принципов, и систему Конституции РФ. Они приближены друг к другу, но не совпадают. Нормы и институты ведущей отрасли права динамично развиваются. Однако само конституционное право, представляя целостную систему, не лишено некоторых внутренних противоречий и пробелов. В значительной мере это связано с трудностями и коллизиями современного переходного периода. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют собой значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак, как массовость. Конституционные отношения, целями которых выступают социально-экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права. Конституционным отношениям свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность), но отличаются своим объектом, субъектным составом и сложным характером юридических связей. Всю систему конституционно-правовых отношений можно разбить на две большие группы. В первую из них входят отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Они регулируются конституционным правом не в полном объеме, а только в своих основах, более детальная и конкретная их регламентация происходит в других отраслях права. Вторую группу составляют общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы человека и гражданина, возникающие на основе института гражданства, отношения по организации и функционированию органов государственной власти. Отношения, складывающиеся в названной сфере, находят проявление в государственно-властной деятельности, поэтому они могут быть определены как властеотношения, т.е. отношения в связи с осуществлением власти. В отличие от первой группы данные отношения регулируются конституционным правом не в основных чертах, а в полном объеме. Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ). К числу субъектов конституционного права относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в политической, государственной деятельности. Таким образом, участниками конституционных отношений являются все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают основные обязанности и предоставляют соответствующие права. Конституция РФ значительно повлияла на содержание категории «субъект конституционного права», расширив и обновив перечень участников политически и социально значимых отношений. 
В настоящее время субъекты отрасли конституционного права подразделяются на три большие группы: 
физические лица, государственные образования и негосударственные объединения. 
 К физическим лицам относятся:
 1) граждане Российской Федерации; 
 2) иностранные граждане; 
 3) лица с двойным гражданством (бипатриды); 
 4) лица без гражданства (апатриды); 
 5) участники избирательного процесса как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами Конституции РФ, устанавливающими основные права и свободы (например, право участвовать в управлении делами государства). Правоспособность российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства — неодинакова. Правовой и фактический статус граждан Российской Федерации шире и содержательнее, чем других категорий физических лиц (например, иностранцев). Правоспособным является любой российский гражданин со дня своего рождения, однако его дееспособность в конституционном праве наступает позже. Так, российский гражданин с 21 года может стать (при наличии также других условий) депутатом Госдумы, депутатом представительного (законодательного) органа государственной власти республики, края, области; с 25 лет — мировым судьей, судьей арбитражного суда субъекта РФ, районного суда; достигнув возраста 40 лет — судьей Конституционного Суда РФ. 
 К государственным образованиям — субъектам конституционного права относятся: 
 1) государство в целом (Российская Федерация — Россия); 
 2) субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; 
3) органы государственной власти — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Самостоятельное значение имеют депутаты представительных (законодательных) органов государственной власти как выбранные населением должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями. 
 Негосударственными объединениями являются: 
 1) многонациональный народ Российской Федерации как источник, носитель и обладатель государственной власти (ст. 3 Конституции РФ); 
 2) значимые общности людей, имеющие особые интересы — народы субъектов РФ, малочисленные коренные народы, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; 
 3) органы местного самоуправления; 
 4) ассоциации граждан — политические партии, общественные организации, общественно-политические движения; 
 5) группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др. В период избирательных кампаний велика роль политических партий как активных участников конституционных и политических отношений, призванных формировать и выражать волю граждан Российской Федерации, участвовать в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах (ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»). 

 3. Источники конституционного права Российской Федерации 

Сложность и многообразие норм ведущей отрасли права обусловливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источником конституционного права обычно понимается форма бытия общих правил поведения (внешняя форма их выражения), регулирующая отношения конституционного характера. Источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе, образуют систему. В нее входят Конституция РФ, законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные). Они выполняют функцию (и являются таковыми) своеобразного «резервуара», «хранилища» правовых предписаний. Признание нормативного акта источником конституционного права влечет за собой важные юридические последствия. Источниками права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом ведущей отрасли права. Система источников конституционного права характеризуется:
 • множественностью форм выражения правовых норм; 
 • иерархической соподчиненностью; 
 • изменением соотношения внутригосударственного и международного права; приоритетом закона; 
 • появлением, начиная с 90-х гг. ХХ в., судебного прецедента; 
 • стабильностью по отношению к источникам других отраслей права. 
 Среди источников права уникальное место занимает Конституция РФ, обладающая наивысшей (максимальной) юридической силой и являющаяся основой правовой и политической системы. Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.). Видное место в массиве источников ведущей отрасли права занимают законы. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения. Сам правотворческий орган выделяет его из всей массы других нормативных правовых и иных актов. Закон выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного само управления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, обычные федеральные, законы субъектов РФ. Особое место в системе источников российского права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами: 
 • развивают и дополняют Конституцию РФ; 
 • принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ; 
 • обладают большей юридической силой, чем обычный закон; 
 • подготавливаются в особом усложненном порядке; 
 • не могут быть отклонены Президентом РФ. 
Федеральные законы составляют значительную часть правовых актов и принимаются парламентом по широкому кругу вопросов. Многие из них имеют прямое отношение к конституционному праву и касаются принципиальных проблем организации государственной власти, прав, свобод и обязанностей граждан, избирательной системы, федеративного устройства, статуса и деятельности общественных организаций, местного самоуправления. В период 1990—2013 гг. было издано около 8000 федеральных (общероссийских) законов по различным отраслям права. Среди обычных федеральных законов выделяют основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сферы государственного управления, которые издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1). Кодексы — это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Воздушный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания главой Российского государства. Все субъекты РФ с 1993 г. получили право издавать свои законы, до этого подобными полномочиями обладали только республики. Представительные (законодательные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения принимают законы, направленные на определение и конкретизацию статуса государственных органов, развитие местного самоуправления, взаимодействие с федеральными структурами, обеспечение правопорядка, охрану законных прав и интересов граждан. Законы субъектов РФ принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представительными) органами и распространяются только на их территорию. Стержневыми законодательными актами являются конституция республики или устав (для всех иных субъектов РФ), носящие учредительный характер. Они в обобщенной, концентрированной форме закрепляют правовой статус конкретного субъекта, основы его устройства, структуру, организацию, компетенцию органов государственной власти. Порядок принятия конституции (устава), вступления в силу, внесения изменений и дополнений устанавливается в самом этом основополагающем документе. Нормы конституционного права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах. Акты Госдумы и Совета Федерации издаются в «усеченно-рациональном» порядке, они не требуют ни утверждения другой палатой, ни подписи главы государства. Они публикуются не позднее 10 дней после принятия и обычно с этого момента (если не указана другая дата) начинают действовать. Законы представляют важнейшую, но все же небольшую часть в общем массиве действующих правовых актов. Для реализации законодательных предписаний уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
 К подзаконным актам относятся: 
 • указы и распоряжения Президента РФ; 
 • постановления и распоряжения Правительства РФ; 
 • акты федеральных органов исполнительной власти; 
 • акты органов исполнительной власти субъектов РФ. 
 Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (преимущественно уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор — это соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства (8 декабря 1999 г.), соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства и др. К группе внутригосударственных источников относятся Федеральный договор 1992 г., межрегиональные договоры об условиях и порядке объединения российских субъектов. Согласно базовым положениям Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) источником этой отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права. К числу специфических форм выражения правовых предписаний относятся нормативные решения Конституционного Суда РФ, например, в части толкования Конституции РФ, и аналогичные решения органов конституционного контроля субъектов РФ. Заметим, что последние созданы в небольшом числе российских субъектов, чаще всего в республиках. Исключительно редко в системе источников конституционного права встречаются правовые обычаи. Это сложившиеся на практике правила поведения, нигде в официальных изданиях прямо не зафиксированные, однако в течение длительного времени признаваемые и применяемые государственными органами, другими субъектами конституционного права. Они имеют устный характер. 

 4. Место и роль конституционного права России в системе российского права 

 Российское конституционное право — ведущая отрасль российского права, регулирующая основы правового статуса человека, гражданина и их добровольных объединений, основы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества, основы взаимосвязей личности — коллектива — государства — общества путем применения, на базе сотрудничества и состязательности различных социально-политических сил, государственной власти, используемой в конечном счете для установления порядка создания и распределения социальных ценностей (благ) в обществе. В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена: 
 во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; 
 во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; 
 в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание. Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права. Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений. Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым — в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным — конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим — Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...