среда, 27 октября 2021 г.

Лекция "Правовое государство" по Теории государства и права для студентов 2 курса специальности "Правоохранительная деятельность"

1. Возникновение и развитие идей правового государства

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеются три элемента: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры, третий - судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, - утверждал Цицерон, - есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права -правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.

Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу.

Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.

Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов.

Философские основы теории правового государства содержатся в трудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, для того чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе другого.

 2. Основные принципы и признаки правового государства

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.
 В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: 
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 
2) ограничение правом государственной власти. 

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

В учебной литературе можно встретить следующие определения правового государства:
- правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан (А.Ф. Черданцев);
- правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (А.В. Малько)
- правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения отечественным либерализмом прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров);
- правовое государство – это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, которые гарантируют правовую защищенность и безопасность личности, активное и беспрепятственное использование принадлежащих ей прав и свобод (В.И. Червонюк);
- правовое государство одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности в либеральном понимании (В.В. Лазарев).

Из этих и других определений вытекает, что главная идея, принцип правового государства – обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «правовое государство» отражает политико-правовые свойства государств индивидуалистического типа, которые в других науках именуются открытыми обществами, буржуазно-демократическими государствами, промышленным типом общества.

Основными чертами правового государства являются, на наш взгляд, следующие.
1) Верховенство правового закона, которое проявляется, как минимум, в следующем:
  • закон, принятый референдумом или парламентом, должен находиться во главе иерархии источников права;
  • закон может быть применен прямо и непосредственно;
  • в правоприменении соблюдается принцип: lex superior derogot legi interior, что означает необходимость для судьи и иного правоприменителя в случае противоречия нижестоящих и вышестоящих источников права руководствоваться вышестоящими (подчеркнем, что для полной реализации данного принципа должен учитывать примат источников международного права над внутринациональным законодательством);
  • не каждый закон может претендовать на статус правового: например, в соответствии с либеральной правовой теорией правовым может быть только закон, не умаляющий права и свободы человека и гражданина.
2) Взаимная ответственность личности и государства. Гражданин выступает перед государством субъектом подавляющего большинства возможных видов ответственности, включая и уголовную; государство же должно отвечать перед гражданином, во-первых, в рамках конституционного судопроизводства (путем лишения юридической силы акта, признанного неконституционным); во-вторых, в рамках административного процесса - за незаконные нормативные акты, решения, действия и бездействия своих органов и должностных лиц (отмена незаконных действий (бездействия), признание недействительными решений, признание недействующими и недействительными НПА); в-третьих, в гражданско-правовом порядке, возмещая причинённый личности вред.

3) Развитые гарантии прав человека и гражданина. Личности должна быть обеспечена возможность состязания с государством на всем фронте защиты ее прав и свобод. Данный признак особенно популярен в немецких источниках, в которых в набор процессуальных гарантий включают: институт конституционной жалобы; сформированность, четкость, демократизм административного процесса; запрет обратной силы законов, ухудшающих положение привлекаемого к ответственности лица; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных судебных актов; право на обязательное выслушивание в суде каждого.

4) Различие в типах правового регулирования деятельности личности и государства. Для человека преобладает принцип: «не запрещенное законом, дозволено», для государственных органов и должностных лиц, напротив: «запрещено все, что не разрешено».

5) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства, что создает определенные препятствия для сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

6) наличие развитого гражданского общества, основанного на западных индивидуалистических ценностях с высоким уровнем социальной мобильности, толерантностью и доверием как социальных добродетелей, готовностью к «борьбе за право» (Р. Иеринг).

В.Н Княгинин предлагает разделить признаки правового государства на следующие группы.
1) «Содержательные признаки» - характеризующие статус человека в государстве, роль последнего в установлении и защите прав его граждан. К числу таких признаков относятся прежде всего:
  • объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан. Общее количество этих прав и свобод постоянно расширяется при сохранении некоторой константы: право на жизнь, гражданство, личную свободу, собственность, свободу совести, слова, ассоциаций, передвижений и т.д.;
  • равенство граждан перед законом и судом, их равноправие. Юридическое равенство, пришедшее на смену сословным привилегиям, является, пожалуй, одним из самых замечательных завоеваний нового времени. Слова «Свобода, Равенство и Братство», начертанные на знамени Великой французской революции, были положены в основу нового мировоззрения общества, которое сменило религиозное мировоззрение средневековья и стало иметь в качестве своей парадигмы, ведущей идеи идею юридического равенства всех людей;
  • возможность использования гражданином своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей;
  • взаимная ответственность гражданина и государства, корреспонденция их прав и обязанностей. Например, п. 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конституцию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность. В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку правомерного поведения.
2) «Формально-юридические признаки», они характеризуют совокупность юридических средств, механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в государстве.
К этим признакам относятся:
  • закрепление прав и свобод граждан в источниках права, прежде всего в Конституции и иных законах. При этом речь идет не просто об упоминании в тех или иных юридических текстах соответствующих прав и свобод, а о создании системы общих и специальных норм, устанавливающих порядок и пределы реализации данных прав и свобод. Например, конституционные нормы, закрепляющие систему прав и свобод человека и гражданина, детализируются текущим законодательством, положения которого в свою очередь конкретизируются подзаконными нормативными и индивидуальными правовыми актами;
  • обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть даже и не закрепленных законодательно, но вытекающих из существующего правового порядка. В п. 1 ст. 17 Конституции РФ говорится, что государственной защите подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права;
  • дозволительный порядок правового регулирования общественных отношений, при котором гражданину разрешено все, что не запрещено, а государству, его органам запрещено все, что прямо не разрешено;
  • законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону - Конституции страны (ст.15 Конституции РФ).
3). «Организационные признаки», характеризующие строение правового государства, его внутреннюю организацию, механизмы взаимодействия государства и гражданина. К числу подобного рода признаков правового государства прежде всего принадлежат:
  • разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполнительную и судебную. Это позволяет добиться независимости каждой из ветвей государственной власти и предотвращает ее узурпацию каким-либо органом или лицом. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга (конституционный судебный контроль, позволяющий в судебном порядке оспорить нормативно-правовые акты, если они противоречат законам и Конституции; ответственное перед парламентом в парламентских республиках и монархиях правительство, деятельность которого зависит от парламентского «вотума доверия»; контрассигнатура или «скрепа-утверждение» принятых парламентом законов со стороны президента или монарха; и пр.);
  • конституционная ответственность высших должностных лиц государства за выполнение своих обязанностей, административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия государственных должностных лиц и органов;
  • парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представительного законодательного органа;
  • демократизм, выражающийся в формировании высших органов государственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум (ст. 3, 32 Конституции РФ);
  • особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры ;
  • наличие у граждан юридико-технических и организационных средств защиты их прав (местное самоуправление, позволяющее гражданам решать свои местные дела на основе самоорганизации; наличие системы государственных органов, специализирующихся исключительно на защите прав граждан, например, уполномоченный по правам человека, органы защиты прав потребителей и пр.; право граждан на законодательную инициативу и т.д.).
4). «Социально-политические признаки», т.е. признаки, раскрывающие социальную роль правового государства в обществе, соотношение этого государства с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой и пр.). К таким признакам правового государства в том числе принадлежат:
  • многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позволяющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятельность государственного аппарата ;
  • экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной), свободе предпринимательства. Экономическая самостоятельность граждан образует основание их политической свободы в государстве;
  • демократическая политическая система, включающая в себя помимо уже упоминавшейся многопартийности также независимые средства массовой информации, которые дают гражданам возможность адекватно оценивать деятельность государства в целом, его отдельных органов и должностных лиц, а также публично выражать свое отношение к ним;
  • идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навязывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике;
  • прозрачность границ между социальными слоями, группами, возможность включения в элиту для всех граждан в силу их личных качеств и усилий;
  • индивидуалистический тип культуры, ориентированный на личность, признание ее развития высшей ценностью для общества.

 Итак, принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются: 

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 
  • наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; 
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 
  • федерализм; 
  • верховенство закона; 
  • взаимная ответственность государства и личности; 
  • высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; 
  • наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.


3. Понятие и функции социального государства

О социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень эк развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социального государства следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда». Отсюда, не все социально ориентированные государства являются социальными — это лишь необходимое, но недостаточное условие.

Характерными признаками социального государства являются: 
  1. Демократическая организация государственной власти. 
  2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства. 
  3. Достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства. 
  5. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 
  6. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 
  7. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: 
  • достойных условий существования; 
  • социальной защищенности; 
  • равных стартовых возможностей для самореализации личности. 
  1. Наличие развитого социального законодательства
  2. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следующие социальные функции:
обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;
обеспечение социального страхования для всех членов общества;
обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;
социальную защиту нуждающихся;
сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;
предоставление социальных услуг.


4. Понятие и признаки гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 
2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 
3. легитимность и демократический характер власти; 
4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 
5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 
6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 
7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 
8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 
9. классовый мир, партнерство и национальное согласие; 
10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Составными элементами гражданского общества являются: 
личность; 
семья; 
школа; 
церковь; 
собственность и предпринимательство; 
социальные группы, слои, классы; 
частная жизнь граждан и ее гарантии;
институты демократии; 
общественные объединения, политические партии и движения; 
независимое правосудие; 
система воспитания и образования; 
свободные средства массовой информации; 
негосударственные социально-экономические отношения

Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.


1 комментарий:

  1. когда я был представлен MR. Педро (кредитный специалист), я выходил на рынок как первый покупатель дома. мои потребности были немного другими, и у меня было множество вопросов, прежде чем он отправил мне письмо с предварительным одобрением, он позвонил, чтобы поговорить со мной о том, что это значит и что может измениться. он был доступен мне практически в любое время по электронной почте и текстовым сообщениям, он был очень отзывчивым и знающим. он также очень прямолинеен, я объяснил ему, чего я ожидал в отношении времени закрытия и других деталей. он сказал, что оправдает эти ожидания, но превзошел их. Я так быстро закрыл своего риэлтора, и продавец, конечно, был в восторге от этого. но как покупатель мне понравилось, что я кратко, но тщательно проработал весь процесс. от предварительного утверждения до закрытия - путь был таким плавным, и я считаю, что мне повезло, потому что я слышал ужасные истории об Интернете. Я рекомендую кредитного специалиста, контактный адрес электронной почты Педро Джерома: pedroloanss@gmail.com и номер в WhatsApp: +18632310632 всем, кто ищет ссуду на любом рынке.

    ОтветитьУдалить

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...