понедельник, 29 ноября 2021 г.

Лекция 8 по КП. "Конституционно - правовой статус РФ".

 1. Конституционно - правовой статус Российской Федерации

Оптимальной формой национально-государственного устройства для России является федерация. Россия - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов Федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики.

Важным этапом на пути стабилизации ситуации в России стало принятие новой Конституции 12 декабря 1993 г. В ней можно выделить ряд основополагающих принципов федерализма:

- целостность и неприкосновенность территории России;

- равноправие всех субъектов Федерации;

- строительство и развитие России на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной;

- государственным суверенитетом обладает Россия, а не ее субъекты и др.

Современная Россия имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов.

Образованная на основе указанных принципов Россия характеризуется свойственными ей юридическими признаками:

1. Россия имеет свою Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, города федерального значения, автономная область и автономные округа свой Устав и законодательство. В указанных актах закрепляется их правовое положение (статус) как субъектов федерации.

2. Россия обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство. Территория РФ является одновременно территорией ее субъектов.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

3. Россия также имеет:

- единое общероссийское гражданство, наряду с этим республики, входящие в состав РФ, также имеют свое гражданство;

- общие для всей федерации органы государственной власти - законодательные, исполнительные, судебные;

- единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет, единую систему налогов.

4. Россия и ее субъекты имеют право внешних сношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями.

5. Отношения между РФ ее субъектами строятся на разграничении их полномочий на исключительные полномочия РФ (ст. 71) и совместные полномочия РФ и ее субъектов (ст. 72). Конституция указывает также на самостоятельные полномочия субъектов федерации (ст. 73).
В состав РФ входят всего 85 субъекта. Из них - 22 республика, 46 областей, 9 краев, 3 города федерального значения 1 автономная область  4 автономных округа. 


2.Порядок и принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Определение компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной задачей в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной. Она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без этого государственная власть не будет являться демократической. 
Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:
- исключительной компетенции федеральных органов власти;
- совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;
- исключительной компетенции субъектов федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции). Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп. 
1) Вопросы государственного строительства:
  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением;
  • федеративное устройство и территория Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в России, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная служба.
2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
3) Вопросы, внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
  • внешняя политика и международные отношения России; 
  • международные договоры России;
  • вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения России.
4) Вопросы, обороны и охраны границы:
  • оборона и безопасность; 
  • оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
  • производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; 
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России.
5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:
  • судоустройство, прокуратура; 
  • уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; 
  • амнистия и помилование; 
  • гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.:
  • метеорологическая служба; 
  • стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
  • геодезия и картография, наименование географических объектов;
  • официальный статистический и бухгалтерский учет.
7) Государственные награды и почетные звания России.


Статья 72. 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;

ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение <*>;

ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях <*>;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.


3. Конституционно - правовой статус субъектов РФ

Что же общего и особенного в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации:

1. Субъекты РФ равноправны (части 1 и 2 статьи 5 Конституции РФ), т.е. в равной мере, вне зависимости от вида, наименования и других подобных качеств, все они являются системоообразующими элементами федеративных отношений в России.

2. Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ и учредительными правовыми актами субъектов РФ, для республик - конституции, а для других субъектов РФ - уставы. Он может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ (части 1, 2, 5 статьи 66 Конституции РФ).

3. Согласно статье 73 Конституции РФ, вне пределов и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, наряду с Российской Федерацией в целом каждый субъект ее является носителем государственной власти. С этим связано то, что каждый субъект РФ имеет свою особую государственную символику: флаг, герб, гимн, административный и культурный центр, который в республиках именуется столицей, а в других субъектах - краевой центр, областной центр, окружной центр.

4. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ в целом. Установленные между субъектами границы могут быть изменены только с их взаимного согласия, а вот административно- территориальное устройство субъектов РФ осуществляется каждым самостоятельно (части 1 и 2 статьи 67 Конституции РФ, статья 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

5. Субъект РФ устанавливает систему органов государственной власти самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными ФЗ (часть 1 статьи 77 Конституции РФ). При этом в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (вертикаль исполнительной власти). Кроме того, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (часть 2 статьи 77, часть 1 статьи 78 Конституции РФ).

6. Вне пределов предметов ведения РФ в целом, совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4 статьи 76 Конституции РФ). При этом необходимо принять во внимание, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Это ведет к формированию законодательства субъекта РФ, о котором говорится в части второй статьи 5 Конституции РФ. Общее конституционно-правовое правило таково: федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ не должны противоречить друг другу. Если же в силу различных причин это не удалось обеспечить, то возникшие противоречия должны преодолеваться, для чего используются различные правила и процедуры, в том числе те, что относятся к области коллизионного права.

7. Субъекты РФ не являются независимыми от России, а выступают как ее составные части. Они не имеют права выхода в одностороннем порядке из состава РФ, не являются субъектами международного публичного права, но в определенных ФЗ пределах могут осуществлять международные и внешнеэкономические связи.

8. С этнической полифонией населения России связано то, что Федерация гарантирует права малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...