среда, 10 ноября 2021 г.

Лекция по Теории государства и права. Тема "Государство и личность".

 1. Правовой статус и правовое положение личности

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы:

1) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности;

4) законные интересы;

5) гражданство;

6) юридическая ответственность;

7) правовые принципы;

8) правоотношения общего типа.


2. Понятие и система прав и свобод человека.

Права человека и гражданина – это довольно многообразное и сложно явление. Все права можно классифицировать на несколько критерий.  Учитывая этапы провозглашения основных прав и свобод - на три поколения.  

  1. Первое поколение содержит в себе провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) политические и гражданские права, получив при этом название, как «негативные», которые выражают независимость человека в некоторых действиях от власти государства. Также они обозначают пределы невмешательства в такие области, как самовыражение и свобода индивида (к примеру, право на безопасность личности, свободу, жизнь, неприкосновенность жилища, право избирать и быть избранным, право на равенство перед законом, право на свободу мысли и совести, свободу печати и слова);
  2. Второе поколение неразрывно связано с экономическими, культурными и социальными правами, которые были утверждены лишь к середине XX века. Это происходило под влиянием борьбы народов за повышение своего культурного статуса, за улучшение социально-экономического положения и под воздействием социалистических идей. Иногда такие права также называют «позитивными», так как в отличие от реализации прав первого поколения, их реализация требует известных целенаправленных действий со стороны государства, то есть «позитивного вмешательства» в их осуществление. Государство принимает обеспечивающие меры (к примеру, право на свободный выбор работы и труд, на досуг и отдых, на защиту детства и материнства, на здравоохранение, на образование, на участие в культурной жизни общества и на социальное обеспечение); 
  3. Третье поколение составляют солидарные и коллективные права, которые порождены глобальными проблемами человечества и принадлежат не только целым нациям, но и народам (например, права на благоприятную окружающую среду, мир, информацию, самоопределение, экономическое и социальное развитие). 

После Второй мировой войны, в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, и стали возникать подобные права. Усугубления гуманитарных и экологических проблем и находятся во многом еще на стадии развития в качестве юридически обязательных норм. 

По содержанию:  

  • личные или гражданские (право на жизнь, на тайну переписки, на охрану достоинства, на свободное передвижение, на тайну телефонных переговоров); 
  • политические (право избирать и быть избранным, на мирные собрания, демонстрации, митинги, на объединение, право на равный доступ к государственным должностям); социальные (право на материнства и детства, на охрану здоровья, семьи, на благоприятную окружающую среду, на социальное обеспечение); 
  • экономические (на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность, на отдых и труд); 
  • культурные (право на участие в культурной жизни, на образование, на пользование результатами культурного и научного прогресса, на свободу литературного, научного, художественного, технического и других видов творчества).  

По соподчиненности выделяют: 

  • основные (право участвовать в управлении государства и общества); 
  • дополнительные (право избирать и быть избранным). 

Принадлежность лица к определенному государству: 

  • права российских граждан; лиц без гражданства; 
  • лиц с двойным гражданством; иностранных граждан. 

По степени распространенности:  

  • общие (присущи всем гражданам); 
  • специальные (зависят от служебного, социального положения, возраста, пола, а также иных факторов: к примеру, права несовершеннолетних, военнослужащих, ветеранов, пенсионеров, потребителей, права беженцев).  

По характеру субъектов: 

  • индивидуальные (право на труд, жизнь, жилище); 
  • коллективные (право на шествия, митинги, забастовку). 

По роли государства в осуществлении этих прав: 

  • позитивные (государство предоставляет лицу определенные блага, содействует гражданам в реализации ими своих прав); 
  • негативные (государство обязано воздерживаться от некоторых действий по отношению к индивиду). 

В зависимости от особенностей личности, которые проявляются в различных сферах  и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности: 

  • на право в сфере частной жизни и личной безопасности; 
  • на право на права в области общественно-политической и государственной жизни; 
  • на право в области социальной, культурной и экономической деятельности.


3. Взаимные обязанности государства и личности

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства – это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1)    ответственность правительства перед представительными органами власти;

2)    дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3)    процедура импичмента и др.

Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

4. Международная защита прав и свобод

 Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...