четверг, 1 декабря 2022 г.

Лекция для 2 курса ПСА по Конституционному праву

 Тема : Правительство РФ

1. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

2.     2.  Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации.

3.     3.  Полномочия и акты Правительства Российской Федерации.

4. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации. 


1. Статус Правительства в главных чертах определяется Конституцией РФ, ее гл. 6 "Правительство Российской Федерации" (ст. 110-117) и рядом норм других глав. Специальным актом является Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Изначально он был принят в 1997 г., его новая редакция принята в 2020 г. Причем в тексте Конституции (ч. 2 ст. 114) говорится, что федеральным конституционным законом определяется "порядок деятельности Правительства", но Закон о Правительстве по предмету регулирования гораздо шире - его нормы отражают статус, положение в государственном механизме, полномочия и порядок деятельности Правительства.

Как уже указывалось, в начальной редакции ч. 1 ст. 110 Конституции РФ говорилось, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. В редакции 2020 г. добавлено "под общим руководством Президента Российской Федерации".

Закон 1997 г. в наименовании ст. 1 указал, что Правительство - "высший исполнительный орган государственной власти" Российской Федерации. Следовательно, в иерархии органов исполнительной власти Российской Федерации Правительству отведено первое место. Более того, в ст. 1 Закона было определено, что "Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".

Регулирование в конституционных поправках 2020 г. и в тексте Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" отличается несколько иной терминологией. Если обобщенно: в нем тоже подразумеваются ведущие позиции Правительства РФ, оставлены слова о том, что именно оно, Правительство, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, но все же "сделан крен", что оно - часть системы федеральной исполнительной власти, а вся эта система действует под руководством Президента РФ.

Соответственно в новой ч. 3 ст. 110 Конституции мы читаем, что Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Но вот ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" получила новое название - "Исполнительная власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации как орган публичной власти" и далее в ч. 1 ст. 1 записано: "Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Конечно, в характеристике роли и предназначения Правительства РФ ключевыми являются положения о том, что оно - под руководством Президента РФ - но тем не менее на основе своих полномочий участвует в руководстве государством и осуществлении государственной политики. Как будет показано ниже, в процессе реализации норм Конституции и Федерального конституционного закона о Правительстве оно занимается всеми проблемами внутренней и внешней политики, обороноспособности и безопасности государства. Однако в большей мере соответствующие вопросы находятся в центре внимания Президента, а усилия Правительства концентрируются Президентом в экономической, социальной, культурно-просветительной сферах. Выполняя свои функции, Правительство заинтересовано в наличии хорошей нормативной правовой базы. В этом плане задачей Правительства можно считать подготовку и обеспечение прохождения в парламенте необходимых законов РФ, подготовку нормативных актов Президента, утверждаемых им программ, а также принятие в целях регулирования общественных отношений собственных нормативных актов в развитие Конституции РФ, федеральных законов и актов Президента.

С учетом сказанного можно выделить следующие главные задачи, которые реализует Правительство:

- участие в руководстве государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством в стране;

- организация и контроль исполнения в рамках своих полномочий Конституции РФ, законов РФ, международных договоров РФ и указов Президента органами исполнительной власти;

- руководство и организация деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации;

- участие в правотворческом процессе посредством подготовки проектов нормативных актов, передаваемых парламенту и Президенту РФ или принимаемых самим Правительством РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона Правительство РФ осуществляет следующие полномочия в отношении тех федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно выполняет: 1) утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти; 2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных министерств, руководителей и заместителей руководителей иных федеральных органов исполнительной власти; 3) устанавливает предельную численность работников аппаратов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также размер бюджетных ассигнований на содержание таких аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; 4) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; 5) устанавливает размер бюджетных ассигнований на содержание аппаратов территориальных органов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 92) гласит, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Срок такого исполнения может быть определен самим Президентом или реальными обстоятельствами, если предполагается последующее возвращение Президента к исполнению своих функций. Если же исполнение полномочий Президента прекращается окончательно, то не позднее трех месяцев должны состояться выборы нового Президента, и это предопределяет срок осуществления полномочий Президента Председателем Правительства.

Взаимоотношения Правительства с иными системами федеральных органов строятся в соответствии с принципом разделения властей, т.е. каждая ветвь власти действует самостоятельно и имеет предусмотренные законодательством средства воздействия на иные органы.

Например, Государственная Дума вправе утверждать кандидатуру Председателя Правительства, представленную Президентом РФ. Однако, как было сказано ранее, если она трижды откажет Президенту и отклонит кандидатуру, он вправе сам назначить Председателя Правительства, а Думу распустить и назначить новые выборы. По составу Правительства его Председатель представляет кандидатуры Государственной Думе, которые она утверждает. Далее следуют назначения, осуществляемые Президентом РФ. Отклонение кандидатур тоже может закончиться самостоятельным назначением членов Правительства Президентом РФ и даже роспуском Государственной Думы.

Конечно, и Государственная Дума, и Совет Федерации могут сообщить Президенту свое мнение о кандидатах в состав Правительства и желательных фигурах. Но это мнение не является обязывающим для Президента. В литературе и среди депутатов Государственной Думы давно предлагалось усилить влияние палат парламента на формирование Правительства. Как видим, в определенной мере это учтено в конституционной реформе 2020 г.

Парламентский контроль со стороны Государственной Думы в отношении Правительства РФ осуществляется во всем ходе бюджетного процесса. Согласно Конституции Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. "а" ч. 1 ст. 114) - одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый год. Поскольку утверждение бюджета, а также возможные далее его корректировки оформляются посредством принятия федерального закона, тем самым и Совет Федерации включается в подобный парламентский контроль. Законом РФ о поправке к Конституции от 30 декабря 2008 г. определено, что Правительство "представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой".

У палат парламента есть такое средство контроля за деятельностью Правительства и его членов, как парламентские запросы, о которых мы упоминали в связи с отражением в Конституции РФ (в новеллах 2020 г.) функции парламентского контроля, анализом деятельности палат Федерального Собрания, - запросы палаты, обращенные к Правительству в целом или отдельному его члену и требующие его пояснений по проблеме, волнующей парламентариев. Это также и запросы отдельных депутатов Думы и сенаторов. Кроме того, у палат есть право на "правительственный час", когда кто-то из членов Правительства или руководителей иных федеральных органов исполнительной власти приглашается на заседание палаты и должен сделать сообщение по вопросу, интересующему членов соответствующей палаты.

К средству контроля в отношении Правительства относится также уже упоминавшееся право Государственной Думы на выражение недоверия (доверия) Правительству РФ. Эта процедура, как показано ранее, может кончиться отставкой Правительства, однако может иметь и другой финал - роспуск Государственной Думы Президентом, пожелавшим сохранить "свое" Правительство и "пожертвовавшим" Думой. Своеобразной реакцией Президента РФ на позицию Государственной Думы может стать принятие отставки отдельного члена Правительства, о чем теперь сказано в ч. 4.1 ст. 117 Конституции РФ.

Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

У Правительства есть полномочный представитель в каждой палате парламента. Кроме того, для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством РФ законопроекта может быть назначен официальный представитель (официальные представители) Правительства. Для защиты позиций Правительства по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Что касается взаимоотношений Правительства и органов судебной власти, обе системы самостоятельны. Законодательство позволяет оспаривать нормативные акты Правительства на предмет их соответствия Конституции РФ в Конституционном Суде РФ. В отношении оспаривания законности нормативных, а также ненормативных актов Правительства возможно обращение в Верховный Суд РФ. В свою очередь, Правительство тоже может обращаться в судебные органы для защиты интересов государства, своих позиций, оспаривать акты иных государственных органов.

Правительство в пределах своих полномочий производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом, обеспечивает исполнение судебных решений.

Характеризуя основы взаимоотношений Правительства и органов государственной власти субъектов РФ, еще раз напомним, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Правительство в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Оно направляет в законодательные и исполнительные органы субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предложения указанных органов субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

Правительство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Оно обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует их взаимодействию. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

При необходимости Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.


2 вопрос.

Правительство РФ состоит из членов Правительства - Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ). На разных этапах в состав Правительства входили несколько заместителей и из них один или два были первыми заместителями Председателя Правительства. Согласно реформе 2004 г. в составе Правительства была предусмотрена должность только одного заместителя. Предполагалось, что каждый министр является своеобразным заместителем Председателя, поскольку руководит не одной отраслью, а достаточно большим комплексом отраслей народного хозяйства. Однако такое положение просуществовало недолго, появились первый заместитель и заместители. С 2008 г. в Правительстве РФ было два первых заместителя и несколько заместителей Председателя Правительства. По Указу от 21 мая 2012 г. Председатель Правительства имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Порой практикуется, что заместитель Председателя Правительства одновременно является и министром. В одних случаях это можно объяснить тем, что соответствующее лицо кроме руководства своей отраслью будет координировать работу тех, кто с ней связан (так, министра обороны назначили заместителем Председателя Правительства с сохранением его поста министра, чтобы координировать деятельность всех ведомств, связанных с оборонным комплексом). В других случаях это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность сферы и личности (например, прежний министр финансов был одновременно заместителем Председателя Правительства РФ). Есть и практика совмещения членства в Правительстве с другими должностями, например прежний полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе являлся заместителем Председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе стал одновременно министром РФ по развитию Дальнего Востока и далее заместителем Председателя Правительства РФ.

В Указе Президента РФ от 21 января 2020 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" записано (п. 1), что Председатель Правительства РФ имеет девять заместителей (согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2020 г. их стало 10), в том числе одного Первого заместителя Председателя, Заместителя Председателя Правительства - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Как отмечалось ранее, деятельность каждого вновь избранного Президента начинается с принятия отставки прежнего Правительства и формирования нового Правительства. В период срока своих полномочий Президент может неоднократно отправлять в отставку либо принимать отставку Правительства, а следовательно, и формировать новый кабинет. Правда, по новеллам 2020 г. (ч. 1 ст. 112), в случае если от должности освобожден только Председатель Правительства, новому Председателю представлять предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не требуется, а значит, и по составу Правительства.

Получив утвержденную Государственной Думой кандидатуру, Президент назначает Председателя Правительства РФ своим указом.

В начальной редакции норм Конституции РФ и Закона "О Правительстве Российской Федерации" не было каких-то конкретных возрастных или профессиональных требований к Председателю Правительства. В 2005 и 2007 гг. в ст. 7 Закона лишь были введены нормы о том, что Председатель назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Теперь, по новеллам 2020 г., такие требования обозначены в Конституции РФ. Согласно новой ч. 4 ст. 110: "Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации".

В ст. 10 Закона о Правительстве предусмотрен порядок назначения на должность федеральных министров. Как мы уже упоминали, касаясь полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Президент назначает на должность федеральных министров - руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, после консультаций с Советом Федерации; назначает иных федеральных министров после утверждения их кандидатур Государственной Думой. Соответственно в Законе о Правительстве РФ отражены особенности обеих процедур.

Президент вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре федерального министра "первого блока" и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру. Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления и других материалов информирует в письменной форме Президента РФ о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.

Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру федерального министра из "второго блока". Этот министр назначается в том же - рассмотренном выше - порядке и с соблюдением тех же сроков, как и заместитель Председателя Правительства.

Что касается прекращения деятельности Правительства, снова напомним о самом, образно говоря, "мирном" алгоритме: уже говорилось, что перед вновь избранным Президентом РФ "Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия". Реально глава государства поручает Правительству продолжать исполнение полномочий до того, как будет сформировано новое Правительство РФ.

Досрочное прекращение деятельности Правительства - это полностью прерогатива Президента РФ. Еще в 1997 г. при принятии Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" парламентарии, особенно в Государственной Думе, пытались отразить в проекте, что не только назначение, но и освобождение от должности Председателя, отставка Правительства имеют место с согласия Государственной Думы, но тогдашний Президент отказался подписывать Закон при наличии такой нормы; в конечном счете она была исключена из текста.

Итак, Президент не обязан - по крайней мере юридически - согласовывать свое решение по Правительству с кем-либо.

В ст. 117 Конституции содержатся и остаются неизменными два полномочия Президента РФ:

1) Правительство РФ "может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Как видим, только Президент принимает ключевое решение: даже если Правительство не желает, оно будет обязано выполнять свои функции при отклонении отставки Президентом;

2) Президент РФ "может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации". В не такой уж длинной истории действия Конституции РФ были драматические ситуации досрочного прекращения полномочий Правительства. Анализируя их в связи с проблемой конституционно-правовой ответственности, мы отмечали, что зачастую трудно определить основания применения данной меры. Порой речь можно было вести как бы о деловых и текущих моментах в деятельности Правительства.

С этих позиций более понятны положения, отраженные в 2020 г. в ст. 117 Конституции РФ (ч. 4.1) и в ст. 11 Закона о Правительстве РФ: Президент РФ вправе освободить от должности члена Правительства РФ. Член Правительства РФ вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. В случае освобождения от должности Президентом РФ или отставки члена Правительства РФ Президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.

Для членов Правительства РФ установлены различные ограничения и запреты, связанные с замещением должности, а также требования, предъявляемые к ним как к членам Правительства. Частично об этом говорилось выше - относительно возраста, наличия гражданства Российской Федерации, материальных позиций. Более подробные предписания содержатся в Законе о Правительстве РФ. Рассмотрим их обзорно.

Еще раз напомним, что согласно ст. 4 Закона о Правительстве РФ заместители Председателя и федеральные министры могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. Члены Правительства РФ не могут быть сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Член Правительства РФ не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с федеральными законами, члену Правительства не поручено участвовать в управлении хозяйствующим субъектом;

2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом подобная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти;

4) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

6) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

7) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

8) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или по договоренностям на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Закон возлагает на члена Правительства РФ ряд обязанностей. В том числе он обязан:

- сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;

- передавать на время замещения должности члена Правительства находящиеся в его собственности ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ;

- при назначении на должность и впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять Президенту РФ сведения о доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности члену Правительства, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Как гласит Закон о Правительстве РФ, член Правительства в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и указами Президента РФ, представляет: 1) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций); 2) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная выше сделка.


3 вопрос. 

В ч. 1 ст. 114 Конституции полномочия Правительства РФ изложены обобщенно и в некоторой мере смешанно. В п. "а" зафиксированы бюджетные полномочия - обязанности Правительства: оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; но тут же отражено в оставшейся без изменений поправке 2008 г., что Правительство представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В п. "б" записано, что Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Согласно п. "в" оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Согласно п. "в.1", включенному в 2020 г., Правительство обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. А далее в новом п. "в.2" опять отражается социальный "фактор": Правительство "обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни".

Последующие п. "г""д" и "е" ч. 1 ст. 114 оставлены в прежней редакции: Правительство осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

А вот следующие далее новые п. "е.1""е.2""е.3""е.4""е.5""е.6" появились в 2020 г. и навеяны необходимостью учета предложений, высказанных населением в ходе всенародного обсуждения поправок к Конституции: Правительство осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики; осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности; содействует развитию предпринимательства и частной инициативы; обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Можно, конечно, поспорить с тем, насколько обоснованно все приведенное отнесли именно к вопросам ведения Правительства РФ.

Завершается в ч. 1 ст. 114 конституционное закрепление полномочий Правительства традиционным п. "ж", который остался прежним: Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

В тексте Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 2020 г., как и в прежнем Законе, можно видеть более логичное, последовательное закрепление полномочий Правительства РФ. В новой редакции это сделано в гл. 3 "Полномочия Правительства Российской Федерации", во включенных в нее ст. 12-26. Приведем лишь их заголовки, поскольку они сами по себе дают представление о полномочиях Правительства:

- общие вопросы руководства деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

- общие полномочия Правительства РФ;

- полномочия Правительства РФ в области социального обеспечения;

- полномочия Правительства РФ в области защиты семьи и детства;

- полномочия Правительства РФ в области здравоохранения;

- полномочия Правительства РФ в области трудовых отношений;

- полномочия Правительства РФ в области экономики;

- полномочия Правительства РФ в области бюджетной, финансовой и денежно-кредитной политики;

- полномочия Правительства РФ в области взаимодействия с институтами гражданского общества;

- полномочия Правительства РФ в области науки, образования и культуры;

- полномочия Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;

- полномочия Правительства РФ в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью;

- полномочия Правительства РФ в области обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- полномочия Правительства РФ в области внешней политики и международных отношений;

- полномочия Правительства РФ в области законодательной деятельности.


Актами Правительства РФ являются его постановления и распоряжения. Как гласит Конституция РФ (ст. 115), а в ее развитие и Закон о Правительстве РФ (и об этом упоминалось ранее), его акты принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме его постановлений. Акты Правительства по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Акты Правительства подписываются Председателем Правительства РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Эти акты могут быть отменены Президентом РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ.

Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.


4 вопрос. 

Ответственность Правительства Российской Федерации принадлежит к конституционной ответственности как самостоятельному виду юридической ответственности, обеспечивающей законность в публичной деятельности. Под конституционной ответственностью Правительства понимается его ответственность перед органами, его формирующими — Главой государства и парламентом. Эта ответственность заключается в принудительной отставке Правительства, производимой Президентом по собственной инициативе либо по инициативе Государственной Думы.

Конституция предоставляет Президенту безусловное право на отставку Правительства (часть 2 статьи 117), не требующее от Президента официальной мотивации своего решения. В то же время, как показывает практика, Президент, объявляя отставку Правительства, дает объяснения своему решению в форме публичных заявлений в средствах массовой информации.

Наряду с ответственностью перед главой государства Конституция устанавливает институт парламентской ответственности Правительства. Государственная Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству (часть 3 статьи 117 Конституции). Однако вотум недоверия Правительству со стороны Государственной Думы не влечет автоматически правительственной отставки. Конфликт между Государственной Думой и Правительством разрешает Президент, призванный Конституцией к осуществлению координационной роли, обеспечивающей согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов от общего числа депутатов палаты. Недоверие Правительству сопряжено с возможностью роспуска Государственной Думы, что, конечно, является сдерживающим фактором выражения недоверия. Однако роспуск Государственной Думы ввиду ее недоверия Правительству компенсируется невозможностью роспуска Государственной Думы в течение года после ее избрания (часть 3 статьи 109 Конституции), что позволяет Государственной Думе в пределах этого срока реально добиться правительственной отставки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...