среда, 7 декабря 2022 г.

Лекция для 2 курса ПСА по Конституционному праву. Тема "Конституционные основы статуса судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации"

 Конституционные основы статуса судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации

1.Конституционные принципы осуществления судебной власти в Российской Федерации.

2. Конституционно-правовые основы судебной системы в РФ.

3.Конституционно-правовой статус судьи в Российской Федерации

4.Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации.

5. Конституционный суд РФ – высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации: состав и порядок образования Конституционного суда РФ

6. Полномочия Конституционного суда РФ.


1 вопрос

Судебная власть - один из видов государственной власти Российской Федерации. Это самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отделенный от других видов государственной власти Российской Федерации. Существование судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти предусмотрено Конституцией РФ. 

Cудебную власть можно определить как элемент конституционного строя России, самостоятельный вид государственной власти РФ, охватывающий специальную систему органов, задача которых - осуществляемое от имени государства правосудие, т.е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобязательным.

Расшифровывая данное понятие, отметим следующие моменты.

1. Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.

2. Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты законных интересов граждан, организаций, общества и государства, в том числе от противоправных действий. Конечно, такие задачи стоят перед всеми субъектами права, но именно для суда они являются предопределяющими в его природе и назначении.

3. Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие, какими бы экстренными ни были обстоятельства; нельзя оправдывать подмену судебной власти и благородными мотивами. Судебную власть осуществляют специальные государственные органы. Разумеется, есть вопросы, примыкающие к правосудию, которые решают парламенты, их палаты (например, амнистия), главы государств (в частности, помилование). Однако такие вопросы не относятся к судебной власти. Ни парламент, ни глава государства, ни другие органы не ставят под сомнение акт правосудия, не оценивают его, а исходят из непреклонного действия судебного решения.

4. Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законы, указы и т.д., нормативное регулирование общественных отношений как специальная функция не ее предназначение, хотя решения определенных, прежде всего высших, судов могут иметь нормоустанавливающее значение в том смысле, что они отражают позиции судов, становящиеся обязательными для тех, кто вступает в соответствующие отношения. Судебная власть не вправе также выполнять и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причины их зарождения и принятия, это не ее задача, она воспринимает документ таким, каким он представлен суду для оценки. Рассматривая уголовные дела, судебная власть не подменяет органы, которые выполняли близкие задачи - дознание, следствие.

5.Особенностью конституционно-правовой природы судебной власти является и то, что она осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил. Это означает следующее: а) каждое из обращений в суд имеет свои форму и параметры, предполагает вид как суда, так и производства; б) у каждого вида судопроизводства есть много общего с другими, но есть и особенное, откуда вытекают собственные процессуальные правила, и суд обязан ими руководствоваться.

6. Судебная власть осуществляется преимущественно на профессиональной основе. Судьи - специальные государственные служащие, получившие необходимое юридическое образование, достигшие определенного возраста и доказавшие свою профессиональную и жизненную подготовленность для данного вида работы. Судейство является основным видом их трудовой деятельности. В осуществлении судебной власти могут участвовать и специально не подготовленные граждане - в виде заседателей; их участие сочетается с работой судей-профессионалов, помогающих этим лицам в формулировании и выражении позиции данных лиц при оценке соответствующих обстоятельств.

2 вопрос

Судебная система Российской Федерации - это совокупность всех видов судов, которые есть и могут существовать в нашей стране. В ч. 3 ст. 118 Конституции РФ (в редакции 2020 г.) определено: "Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Основной закон РФ включает (в редакции 2020 г.) в нормативную основу для функционирования судов предписания как самой Конституции, так и специального законодательства. Часть 3 ст. 128 предусматривает: "Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом". Вместе с тем далее записано: "Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством".

Помимо принятия упоминавшегося Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" практика пошла по пути принятия законов об отдельных видах судов. Это Федеральные конституционные законы: "О Конституционном Суде Российской Федерации""О Верховном Суде Российской Федерации""О судах общей юрисдикции в Российской Федерации""Об арбитражных судах в Российской Федерации""О военных судах Российской Федерации". Конституционные поправки 2020 г. обусловили принятие в 2020 г. новой редакции Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", обновления всего законодательства о судах.

Что касается мировых судей, ранее по Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", а теперь и по Конституции РФ в редакции 2020 г., как мы видели, это "мировые судьи субъектов Российской Федерации". Статусу судей посвящен Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". И этот акт уже на тот момент определил, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Как гласит названный Закон, полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются помимо указанного Закона Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, а вот порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Несмотря на последнее положение Закона, в реальности мировые судьи действуют как часть федеральной системы правосудия (осуществление правосудия в порядке, установленном федеральным законом; вынесение решений именем Российской Федерации; распространение на мировых судей всех гарантий, существующих для судей в Российской Федерации, а они закреплены федеральным законодательством; финансирование деятельности мировых судей из федерального бюджета).

Суть и назначение судов кратко определены в Конституции РФ, полнее - в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", других федеральных конституционных законах и федеральных законах. Далее обзорно перечислим соответствующие звенья судебной системы страны.

Согласно законоположениям Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 

Верховный Суд РФ по действующей редакции ст. 126 Конституции РФ, как уже было упомянуто, высшая "ступень" по всем судебным делам, а также инстанция судебного надзора в отношении деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, обладающая также правом разъяснений по вопросам судебной практики. Вместе с тем Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Круг дел, рассматриваемых им в качестве суда первой инстанции, довольно широк, это дела по разрешению экономических споров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; многие так называемые административные - об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов; об оспаривании ненормативных правовых актов ряда таких органов; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ и др. Верховный Суд РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается с запросами в Конституционный Суд РФ; выносит заключение о наличии в действиях ряда высших лиц государства признаков преступления, если против этих лиц выдвинуто соответствующее обвинение либо решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Каждый из названных судов является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Районный суд как часть системы судов общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" учреждаются путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

В частности, в соответствии со ст. 26.1, включенной в названный Закон 2 декабря 2011 г., учрежден Суд по интеллектуальным правам. Он является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Как уже было сказано, звеном в единой судебной системе мог стать конституционный (уставный) суд субъекта РФ, если он создан субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.


3 вопрос

Основы статуса судей в Российской Федерации установлены Конституцией РФ, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее также - Закон 1992 г.), Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", а также рядом иных законов.

Как устанавливают названные законы, судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и данными актами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Закон 1992 г. одним из первых отразил принцип единства статуса судей, указав, что особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, в случаях, предусмотренных ими, также законами субъектов РФ, а особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ - федеральным конституционным законом.

Названный Закон закрепил требования, предъявляемые к судье: он обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе высших судов РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Как и по другим категориям государственных служащих, по судьям новеллами 2013 г. определено, что им запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Основные требования в отношении судей в 2020 г. включены также в ст. 119 Конституции РФ. Напомним, что текущим регулированием также обозначено, что и супруг (супруга), несовершеннолетние дети судьи не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений.

Общие условия пребывания в должности судьи устанавливает Конституция РФ. Согласно ее ст. 119 судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Так, Закон 1992 г. (а далее и Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации") определил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет. По Закону 1992 г. судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет; судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда - гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В России введено конституционное правило, согласно которому полномочия судьи не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет (но есть особенности - см. ниже).

Сначала Закон установил, что судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Однако в 2009 г. эта норма утратила силу.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет, а при повторном и последующих назначениях (избраниях) - на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Конституционно установленный порядок наделения полномочиями судей состоит в том, что судьи высших судов РФ (Конституционный Суд, Верховный Суд) назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. "е" ст. 83 и п. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), а судей всех остальных федеральных судов назначает Президент РФ (п. "е" ст. 83 Конституции РФ). Судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначал на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, как правило, по представлению высшего должностного лица субъекта РФ. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Кроме общих требований законодательство устанавливает конституционно-правовой порядок занятия и срок пребывания на определенной (руководящей) должности в составе суда. В частности, ранее уже говорилось о том, что в свое время Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избирались самим Конституционным Судом РФ тайным голосованием на трехлетний срок; далее должность судьи-секретаря была упразднена, у Председателя появились два заместителя, соответственно Председатель Конституционного Суда и его заместители назначались на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Далее было определено, что по окончании срока Президент РФ может внести кандидатуру Председателя Конституционного Суда на следующий шестилетний срок, при этом возраст не является определяющим фактором. В Конституционном Суде РФ теперь лишь один заместитель Председателя, порядок занятия должности не изменился, но предельный возраст для заместителя - 76 лет. В отношении Председателя Верховного Суда РФ появилось норма ст. 12 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации": на него не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи. Дополнением от 29 июля 2018 г. в ст. 13 того же Закона определено, что предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Верховного Суда РФ - 76 лет.

Конституционными гарантиями для судей являются их несменяемость и неприкосновенность.

Несменяемость судей обеспечивается, во-первых, как мы могли видеть, пожизненностью полномочий для большинства судей, особо вескими основаниями для приостановления и досрочного прекращения полномочий всех судей (если это не собственное желание судьи); во-вторых, специальными требованиями относительно участия судьи в начавшемся судебном процессе (процессуальные кодексы закрепляют правило: дело рассматривается одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда; если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей и судебное разбирательство начинается сначала); в-третьих, тем, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.

Неприкосновенность судьи закреплена на конституционном уровне (ст. 122). Закон 1992 г., развивая норму Конституции, определяет (ст. 16), что неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. 

4 вопрос

Существование прокуратуры Российской Федерации предусмотрено Конституцией РФ. В ее гл. 7 имеется лишь одна статья (ст. 129), посвященная прокуратуре. Как уже видел читатель, по реформе 2014 г. гл. 7 Конституции РФ именуется "Судебная власть и прокуратура".

Из ст. 129 сложно понять статус и назначение прокуратуры. В связи с тем, что статья о прокуратуре помещена в главу о судебной власти, можно прийти к выводу, что прокуратура является частью судебной власти или ассоциируется с ней. Мы обращались к данному вопросу в разд. III настоящего учебного курса. Поэтому, не повторяясь, еще раз скажем: у прокуратуры нет функции вынесения судебных решений; она может инициировать такие решения, что вправе делать и другие субъекты права, а также оспаривать вынесенные судебные решения, обладая в обоих случаях более существенными возможностями, чем иные органы и лица. Таким образом, прокуратура в большей мере, чем другие субъекты права, взаимодействует с судом. И все-таки это не делает ее частью судебной власти; позволителен вывод о прокуратуре как о самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации. Данный вывод, как мы уже указывали, подкрепляется тем, что в ст. 71 Конституции судоустройство и прокуратура отнесены к ведению Российской Федерации раздельно, а по конституционной реформе 2014 г. название гл. 7 Конституции РФ теперь также указывает на самостоятельность прокуратуры.

Вместе с тем приходится констатировать, что и в начальной, и в реформированной в 2014 г. гл. 7 Конституции ничего не говорится о конкретном предназначении прокуратуры. Часть 5 ст. 129 теперь стала частью 1, но текстуально не изменилась и гласила: "Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом".

И только при реформе 2020 г. в ст. 129 включен новый текст ч. 1, она гласит: "Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом".

Обобщая нормативные предписания, можно выделить следующие главные конституционные функции прокуратуры.

1. Прежде всего это осуществление прокурорского надзора. Его задачи широки: надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в широком смысле слова), прав и свобод граждан определенными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями любых форм собственности; поиск и нахождение актов и действий, не соответствующих закону, и принятие мер к их пресечению средствами прокурорского реагирования; надзор за органами, ведущими следствие и дознание, а также исполняющими наказания.

Соответственно широки и возможности прокуроров. Если прокурор считает незаконным тот или иной акт, то он приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали такой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Защищая права и свободы личности, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае если для граждан обращение в суд для защиты нарушенного права по объективным причинам затруднено либо нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Надзор в отношении следствия, дознания специальных органов и учреждений дает прокурору право знакомиться с уголовными делами, присутствовать при проведении следственных действий и т.д., а также в любое время посещать учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, беседовать с задержанными и заключенными под стражу, незамедлительно своим постановлением освобождать тех, кто незаконно задержан, и т.д.

При осуществлении своей надзорной деятельности прокурор использует разнообразные средства реагирования. Помимо принесения протеста возможно представление прокурора об устранении нарушений закона: оно вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Есть и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона, оно используется в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Наконец, прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

2. Конституция РФ и Закон о прокуратуре закрепляют за ней и такую функцию, как уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями. Правда, в регулировании данного направления можно видеть существенную динамику. До определенного времени следователи прокуратуры осуществляли предварительное расследование по достаточно широкому кругу уголовных дел. В 2007 г. в порядок выполнения этой задачи внесены коренные изменения: создан Следственный комитет - сначала при прокуратуре Российской Федерации, его возглавлял первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Несмотря на предлог "при", на деле это был все-таки самостоятельный орган, и между руководством Генеральной прокуратуры и Следственного комитета не всегда было взаимопонимание. Помимо норм закона организация и порядок деятельности Следственного комитета определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных Законом о прокуратуре. В конце концов произошло организационное разделение двух органов, принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. "О Следственном комитете Российской Федерации". В акте говорится, что Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Орган возглавляет Председатель Следственного комитета, он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Таким образом, организационной связи с прокуратурой не просматривается.

УПК РФ в ст. 151 "Подследственность" не относит к ведению прокуратуры предварительное расследование ни по одной категории дел. По существу, участие прокуратуры возможно на стадии судебного рассмотрения уголовных дел, при прокурорском надзоре и при координации деятельности государственных органов в сфере борьбы с уголовной преступностью.

3. В целях обеспечения законности, интересов государства, прав и свобод граждан прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

4. Прокуратура является координационной инстанцией для правоохранительных органов по борьбе с преступностью - органов внутренних дел, безопасности, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенной службы и др. Прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

5. Прокуратура вправе инициировать правотворческий процесс, т.е. принятие нормативных актов компетентными органами. Статья 9 "Участие в правотворческой деятельности" Закона о прокуратуре гласит: "Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов". По существу, можно говорить, что здесь закреплено, хотя и в косвенной форме, право законодательной и правотворческой инициативы соответственно Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ. Согласно упомянутому Закону Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Прокурор субъекта РФ, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

На должностных лиц органов прокуратуры распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, противодействии коррупции. В частности, им запрещается быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокурорские работники в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений. Эти лица не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Им запрещено получать подарки, отдыхать и выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, разглашать и использовать в целях, не связанных с основной деятельностью, служебную информацию и т.д.

5 вопрос

В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, мы видим здесь выделение особой формы - "конституционное судопроизводство".

Наконец, в Конституции имеется ст. 125, специально посвященная Конституционному Суду. Статьи 83 (п. "е"), 102 (п. "ж" ч. 1), 128 (ч. 1) регулируют назначение на должность судьи Конституционного Суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда установлены Федеральным конституционным законом 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в редакции от 9 ноября 2020 г.).

Отдельным аспектам статуса Конституционного Суда посвящены также нормы Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", их положения приводились ранее.

По вопросам обеспечения деятельности Конституционного Суда и его судей принят ряд иных нормативных актов.

В Конституции РФ 1993 г. в начальных редакциях статей, посвященных Конституционному Суду, не говорилось о предназначении этого органа, регулирование было оставлено для названного Федерального конституционного закона. Закон 1994 г. определил (ст. 1), что Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В редакции 2020 г. принципиальные характеристики Конституционного Суда отражены непосредственно в ч. 1 ст. 125 Конституции РФ: "Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя".

Согласно ст. 4 Закона в редакции от 4 июня 2014 г. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей (до этого - трех четвертей) от общего числа судей; в редакции 2020 г. - при наличии в его составе не менее восьми судей. В ст. 30 определялось, что Суд правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей, а в редакции 2020 г. - при участии в заседании не менее шести судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Они были записаны в ст. 5 Федерального конституционного закона и остаются неизменными.

Решения Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Закон содержит ст. 7 "Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации", она в 2020 г. частично дополнена и гласит, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Суда, в том числе объем расходов на материальное обеспечение судей Конституционного Суда и на оплату труда сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ, не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

По редакции 2020 г. Конституционный Суд остается единым органом, но, как уже говорилось, число судей с 19 уменьшено до 11, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя.

Организуют деятельность Конституционного Суда на сегодня два должностных лица: Председатель Конституционного Суда и заместитель Председателя. Мы уже упоминали, что начально в Конституционном Суде были должности заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда. Федеральным законом от 2 июня 2009 г. должность судьи-секретаря Конституционного Суда упразднили и ввели вторую должность заместителя Председателя.

Итак, сейчас во главе Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда и его заместитель. Закон не говорит о том, что они руководят деятельностью судей Конституционного Суда и между ними и судьями существуют отношения подчиненности, субординации. И это не случайно. Принцип независимости судьи Конституционного Суда распространяется и на служебные функции, и на персональное положение судьи. Все решения в отношении судьи, в том числе и поручение ему подготовки дела, задач судьи-докладчика и т.п., осуществляет Конституционный Суд в целом. Названные должностные лица не вправе давать указания судьям, налагать на них дисциплинарные взыскания. Их руководящие функции распространяются на Аппарат Конституционного Суда.

В редакции 2020 г. ст. 23 Закона, посвященная назначению на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, предусматривает, что и Председатель, и заместитель Председателя назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Обращаем внимание на слова "из числа судей", поскольку были высказывания в литературе, что приведут кого-то "со стороны" и сразу на руководящую должность в Конституционный Суд. Достаточно очевидно: либо кого-то надо предпочесть из действующих судей, либо применить "комбинацию в два шага" - назначить кандидата сначала судьей Конституционного Суда, а затем уже на руководящий пост. В редакции 2020 г. оставлена норма о том, что Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Указано, что они по личному письменному заявлению могут сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда РФ.

Также в редакции 2020 г. оставлено положение о том, что полномочия Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ без прекращения ими полномочий судьи Конституционного Суда в случае, если решением Конституционного Суда установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда. Лицо, занимающее должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда, с прекращением полномочий судьи Конституционного Суда одновременно утрачивает статус Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ.


6 вопрос

Полномочия Конституционного Суда достаточно подробно определены в ст. 125 Конституции РФ, особенно в редакции 2020 г., а также в ряде обновленных статей Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ. Для удобства изложения и восприятия мы разделим их на ряд групп. Освещение материала производится на основе как Конституции РФ, так и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, тем более что в ряде случаев этот Закон развивает конституционные предписания.

1. Дела о соответствии Конституции Российской Федерации определенных видов юридических актов.

Согласно ч. 1 ст. 125 Конституции РФ круг таких актов весьма широк. Конституционный Суд разрешает дела об оценке актов на предмет соответствия Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Какие же акты вправе оценивать Конституционный Суд на предмет конституционности?

Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ (п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Во-вторых, Конституционным Судом РФ может быть дана оценка конституционности таких актов, как конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ (п. "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Обратим внимание на то, что конституционность как условие оценки Конституционным Судом названных в этом перечне актов обусловлена прежде всего тем, что есть предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, они названы в ст. 7172 и еще ряде статей Конституции РФ, но могут найти отражение и в иных актах, и прежде всего законах, принятых для реализации конституционных положений. Вместе с тем предметом оценки Конституционного Суда могут быть (и ранее были), например, попытки своеобразного толкования отдельными субъектами себя как ассоциации или объединения с Российской Федерацией. Иначе говоря, устои федеративной организации, отраженные в Конституции РФ, при необходимости также предмет рассмотрения для Конституционного Суда РФ.

В-третьих, предметом оценки в аспекте конституционности могут быть для Конституционного Суда такие акты, как договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ (п. "в" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Возможность таких договоров (и соглашений) предусмотрена ст. 1178 Конституции РФ. В литературе они получили наименование "внутригосударственные договоры".

В-четвертых, предметом оценки Конституционного Суда являются также не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации (п. "г" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Договоры, вступившие в силу, не подлежат рассмотрению в этом Суде.

Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ допустим, если он подлежит согласно Конституции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти; заявитель считает такой договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции РФ.

Попутно заметим, что согласно новелле 2020 г. по инициативе Президента РФ предварительный нормоконтроль Конституционного Суда может коснуться и закона субъекта РФ. Согласно п. "в" ч. 5.1 ст. 125 Конституционный Суд "по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".

2. Разрешение споров о компетенции

В соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Итак, в соответствии с Конституцией РФ и Законом Конституционный Суд разрешает споры о компетенции трех уровней:

а) между федеральными органами государственной власти (образно говоря, споры по федеральной горизонтали), например: между Президентом и Советом Федерации, между Президентом и Государственной Думой, между Советом Федерации и Государственной Думой, между каждой из палат и Правительством. Под категорию "органы государственной власти" Российской Федерации подходят многие органы - министерства являются федеральными исполнительными органами государственной власти, суды - судебными органами государственной власти. Любым федеральным органам государственной власти нельзя отказать в обращении в Конституционный Суд по спору о компетенции между ними. Другое дело, что в ряде случаев интересы целесообразности и субординации почти исключают такие споры. Например, вряд ли Правительство будет через Конституционный Суд "судиться" с Президентом, а министерство - с Правительством или с Президентом;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (споры, условно говоря, по вертикали). Рассмотрение соответствующего дела в Конституционном Суде может начаться по инициативе любого органа власти уровня Федерации или субъекта РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ (споры по горизонтали). Это могут быть споры между органами различных субъектов РФ. Надо полагать, что под "высшими государственными органами субъектов" подразумеваются те органы, которые представляют и защищают интересы субъектов. Но приведенные слова в буквальном их понимании не исключают и споров между органами одного и того же субъекта, если их нельзя разрешить на уровне самого субъекта, например если их компетенция определена федеральным актом.

3. Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

Часть 4 ст. 125 теперь гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле".

Как видим, важным и несомненно позитивным дополнением стало то, что Конституционный Суд в обоих случаях оценивает конституционность не только законов, но и иных нормативных актов. То есть возможности и граждан, организаций, и судов стали шире. Причем Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ назвал сами виды актов: он проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, примененных в конкретном деле.

4. Оценка возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека и гражданина

Европейский суд по правам человека пытался, что называется, принудить Россию к выполнению его решений, даже если это потребовало бы изменения тех положений Конституции РФ, которые можно включить в нее лишь принятием нового Основного закона. В связи с этим позиция России сначала была отражена в документах Конституционного Суда РФ, далее - в законодательстве. В том числе дополнением от 14 декабря 2015 г. в ст. 3 Закона, определяющую полномочия Конституционного Суда, был включен п. 3.2, он гласил, что по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора РФ, Конституционный Суд "разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека".

В 2020 г. соответствующие положения были отражены в Конституции и далее в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде. Пункт "б" ч. 5.1 ст. 125 Основного закона гласит: "в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации". В п. 3.2 и 3.3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ эти положения развиты. В том числе указано, что Конституционный Суд рассматривает вопросы исполнения решений межгосударственных органов по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, а также федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе. Если же речь идет об исполнении решения суда, тогда с запросом обращаются Президент, Правительство или Верховный Суд РФ.

Добавим сюда, что четкая позиция Конституционного Суда и ее отражение в законодательстве привели к нормализации и упорядочению отношений и Российской Федерации, и непосредственно Конституционного Суда РФ с Европейским судом по правам человека.

5. Толкование Конституции Российской Федерации

В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ.

Вопрос о том, что есть толкование Конституции, является сложным. Сознательно его упрощая, можно определить толкование как разъяснение Конституционным Судом смысла и содержания нормы Конституции, обусловливающее дальнейшее применение этой нормы только с учетом акта толкования.

Толкование может выглядеть как вывод Конституционного Суда:

- об определенном содержании нормы Конституции, если само это содержание из нормы прямо не видно и его надо выводить путем интерпретации нормы. Например, ст. 10 Конституции говорит о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей. Содержание данного принципа в норме Конституции не конкретизировано, и в понимании его приходится ориентироваться на толковательные положения решений Конституционного Суда;

- о предпочтении одного варианта из нескольких возможных в применении (реализации) нормы Конституции. Например, нормы ст. 102 и 103 Конституции о принятии палатами Федерального Собрания своих постановлений большинством голосов от общего числа парламентариев в соответствующей палате можно было толковать так: а) большинством от общего установленного Конституцией числа членов палаты; б) большинством от числа реально состоящих в палате парламентариев; в) большинством от числа присутствующих на заседании палаты парламентариев. Конституционный Суд своим толкованием ряда статей Конституции РФ, данным в постановлении от 12 апреля 1995 г., определил, что надо руководствоваться первым вариантом;

- о том, что определенное правило не поглощается имеющимися нормами Конституции, а существует как самостоятельное. Например, толкуя норму ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, Конституционный Суд определил, что акт о поправке не является сам по себе конституционным законом, он лишь принимается по процедуре такого закона, но представляет собой самостоятельный вид актов Российской Федерации - закон РФ о поправке к Конституции.

Исходя из такого понимания толкования, решения Конституционного Суда, в которых содержится толкование, зачастую имеют нормативное значение и являются источниками права, в том числе и конституционного.

Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ определяет, что толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

6. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации

В соответствии с редакцией 2020 г. Конституции РФ по запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ либо Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Из Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ следует, что он делает это в отношении и действующего Президента, и экс-Президента, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Без такого заключения Совет Федерации не вправе рассматривать вопрос об обвинении Президента или экс-Президента на своем заседании. Конституционный Суд не оценивает суть обвинения. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ наличие в действиях названных лиц признаков государственной измены или иного тяжкого преступления подтверждается заключением Верховного Суда РФ. Задача Конституционного Суда - оценить, что процедура возбуждения и хода дела об обвинении не нарушает норм ни Конституции РФ, ни соответствующего законодательства.

7. Решение о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации

Данное полномочие Конституционного Суда было указано в Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации": получив документы, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их Конституционному Суду с запросом о соответствии Конституции инициативы по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Дополнением от 1 июня 2014 г. полномочие отражено и в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ.

В редакции 2020 г. названный Закон предусматривает, что запрос в Конституционный Суд могут направить Президент РФ или Верховный Суд РФ. Конституционный Суд проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум.

Конституционный Суд рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту. Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент вправе назначить референдум. Хотя названный Закон не говорит о том, что Конституционный Суд дает заключение, а предусматривает лишь принятие решения о конституционности инициативы референдума, реально это выглядит как заключение Конституционного Суда.

8. Осуществление права законодательной инициативы

Право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду "по вопросам его ведения" (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Мы касались вопроса о законодательной инициативе высших судебных органов государства в разделе о парламенте Российской Федерации. Поэтому нет необходимости здесь повторяться. Отметим лишь, что Конституция подразумевает под вопросами ведения судов то, что чаще всего становится предметом их рассмотрения и обусловлено компетенцией судов. Конституционный Суд исключительно редко использует свое право законодательной инициативы.

9. Направление посланий Федеральному Собранию Российской Федерации

Возможность направления Конституционным Судом таких посланий Федеральному Собранию была предусмотрена Конституцией РФ, причем они должны быть заслушаны на совместном заседании обеих палат парламента (ст. 100). В редакции 2020 г. упоминание о заслушивания посланий Конституционного Суда исключено из ст. 100 Конституции. В редакции Федерального конституционного закона 2020 г. п. 1 ст. 21, говоривший о том, что на заседании Конституционного Суда принимаются его послания, исключен.

Поскольку одна из наших задач - говорить об эволюции регулирования, кратко отметим следующее. Наличие права на послания можно было трактовать как отражение важной роли Конституционного Суда в процессах обеспечения законности и состояния законодательства. Но в единственном послании Конституционного Суда 1993 г. речь шла о состоянии конституционной законности, оценках социально-экономической и политической обстановки в стране, национальной безопасности и др. Иначе говоря, предмет посланий Конституционного Суда остался неясен, поскольку по вопросам политического и социально-экономического характера лучше говорить Президенту в своих посланиях, а о состоянии и потребностях регулирования общественных отношений могут судить не только Конституционный Суд, но и другие высшие правоохранительные органы. Вероятно поэтому практика посланий Конституционного Суда так и не получила развития.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...