среда, 21 декабря 2022 г.

Лекция для 2 курса ПСА по конституционному праву "Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ"

 Тема: "Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ"

1.Местное самоуправление – конституционная форма осуществления народовластия. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления. 

2. Общие принципы организации местного самоуправления и его функции. 

3. Муниципальные образования: понятия и виды. 

4. Органы и должностные лица местного самоуправления. 

5. Экономическая основа местного самоуправления. 


1.Местное самоуправление – конституционная форма осуществления народовластия. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления. 

Местное самоуправление следует считать структурным элементом в организации управления территорией государства и различными делами публичного значения. В масштабах всей страны организацией такого управления занимаются общегосударственные органы. В высших территориальных образованиях, на которые делится государство, с учетом его унитарной или федеративной структуры управлением занимаются государственные органы соответственно административно-территориальных единиц или субъектов федерации. В территориальных образованиях следующих уровней (по нисходящей) вопросами публичного управления занимается местное самоуправление.

В этом плане местное самоуправление - самая близкая к населению форма управления публичными делами, при которой значительная часть местных дел может разрешаться самим населением, для решения остальных вопросов оно образует органы местного самоуправления. Сами эти дела потому и считаются местными, что непосредственно затрагивают вопросы повседневной жизни населения. В теории и в законодательстве они могут обозначаться как вопросы местного значения.

Различные государства неодинаково относятся к местному самоуправлению - от его признания и закрепления в качестве конституционно-правового института, причем в разных проявлениях и соотношении с государственной властью, до его отрицания. Говоря обобщенно, можно выделить такие подходы к местному самоуправлению:

- признание местного самоуправления как самостоятельной, связанной с государством, но все-таки организационно отделенной от него формой публичной власти населения; при этом подходе органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти, а существуют отдельно от них;

- непризнание местного самоуправления как явления, обозначение органов, действующих на местах, в качестве части общегосударственной власти, ее низового звена;

- придание местным органам обоих качеств, т.е. когда они считаются одновременно и местными органами единой государственной власти, и органами местного самоуправления;

- построение управления местными делами по принципу сочетания местного самоуправления для одной их категории с местным государственным управлением - для другой.

Конституция РФ и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон 2003 г.) исходят из следующей трактовки сущности и содержания местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Выделим следующие ключевые моменты. Местное самоуправление - это:

1) элемент конституционного строя Российской Федерации. Наличие местного самоуправления - один из ключевых устоев организации всех политических общественных отношений в России. Поэтому положение о том, что "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление", расположено в гл. 1 Конституции РФ, посвященной основам конституционного строя;

2) одна из форм публичной власти народа в Российской Федерации. В ст. 3 Конституции РФ, закрепляющей принцип народовластия, говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Как уже отмечалось, в свое время, когда были сомнения о роли местного самоуправления, Конституционный Суд РФ изложил позицию о том, что местное самоуправление - часть системы публичной власти. И все же в редакции 2020 г. это отражено теперь еще и в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, гласящей, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

3) право народа решать под свою ответственность вопросы местного значения, т.е. те вопросы, которые важны для территории проживания соответствующего населения. Кроме того, надо признать и право населения посредством институтов местного самоуправления высказывать свое мнение по вопросам жизни больших по размерам территорий, в состав которых входят муниципальные образования, а также в целом жизни государства. Это мнение надлежит учитывать, когда готовятся и принимаются соответствующие государственные решения;

4) сочетание правления населения непосредственно, а также образованных им органов. Местного самоуправления нет, если само население не участвует в осуществлении его задач, в решении вопросов местного значения. Однако местное самоуправление нельзя сводить только к институтам непосредственной демократии. С помощью этих институтов население формирует выборные органы местного самоуправления (а они, в свою очередь, могут образовать иные органы местного самоуправления), которые действуют в его интересах и решают вопросы местного значения;

5) местное самоуправление отделено от государственной власти. Всю власть народа в Российской Федерации характеризует категория "публичная власть". Она делится на такие разновидности (направления), как государственная власть, общественная власть и власть местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление существует наряду с государственной властью. Причем в ст. 12 Конституции РФ отражено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, т.е. оно самостоятельно в гражданском обществе, независимо от политических партий, иных общественных объединений и т.д. Специальный аспект - самостоятельность в отношениях с органами государственной власти. По Конституции (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако в новой ч. 3 ст. 132 Конституции подчеркивается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти "осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории";

6) система (организация), основанная на конституционном праве гражданина на осуществление местного самоуправления. Это право является одновременно индивидуальным и коллективным. Конституция РФ (ст. 130) и Закон 2003 г. (ст. 3) гласят, что граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Реализовать данное право гражданин может лично. Вместе с тем очевидно, что результаты чаще всего достигаются коллективными усилиями. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Закон гласит, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Это означает, что иностранцу может быть дано право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, использовать иные возможности, если: а) Россия заключила договор с другим государством и отразила в нем соответствующие положения; б) затем закон отразил права иностранцев по участию в осуществлении местного самоуправления; в) иностранец постоянно или преимущественно проживает на территории того муниципального образования, в котором он хотел бы реализовать свои интересы.

2. Общие принципы организации местного самоуправления и его функции

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

К ним относятся:

1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления).

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления;

2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно).

На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Он заключается в том, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;                     

г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;                                           

3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии). Это обусловлено рядом причин.    

Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

Во-вторых, Российская Федерация – многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.

Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления;

4) соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций. Это тем более необходимо при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

3. Муниципальные образования: понятия и виды

В ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Признаки муниципального образования:

1.создается для осуществления местного самоуправления;

2.является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией, либо частью населенного пункта;

3.населенность (главный признак территории муниципального образования);

4.наличие органов местного самоуправления;

5.четкое разграничение компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти;

6. наличие местного бюджета и муниципального имущества;

7. наличие своего устава о местном самоуправлении.

Виды муниципальных образований:

1. сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

2.городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3. муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

4.муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5.городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

6.городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

7.внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

8.внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

4. Органы и должностные лица местного самоуправления

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" использует понятие "структура органов местного самоуправления". Согласно ст. 34 этого Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательными в структуре указанных органов являются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Следовательно, у муниципального образования нет выбора, оно должно предусмотреть эти органы. Правда, в числе иных органов местного самоуправления в Законе названы контрольный орган и избирательная комиссия муниципального образования. Весьма сомнительно, что избирательная комиссия - орган, создаваемый по усмотрению, тем более что Закон об основных гарантиях избирательных прав называет ее среди других избирательных комиссий, образуемых в обязательном порядке. В 2005 г. в Закон 2003 г. внесено изменение: указанная избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, из прямо названных в Законе 2003 г. органов местного самоуправления остается контрольный орган муниципального образования, который пока еще действительно образован не повсеместно. "Иные органы" местного самоуправления, о возможности создания которых говорит Закон, нам не известны.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает два пути формирования представительного органа муниципального образования:

- в поселении, городском округе (не имеющем внутригородских муниципальных образований), во внутригородском районе (если не только город в целом, но и его районы являются муниципальными образованиями), во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;

- в муниципальном районе и городском округе с внутригородскими районами как муниципальными образованиями представительный орган может либо избираться непосредственно населением, либо формироваться из представителей нижестоящего уровня муниципальных образований (т.е. для муниципального района - из представителей входящих в его состав сельских и городских поселений; для городского округа - из представителей входящих в его состав внутригородских районов как муниципальных образований).

По новеллам от 27 мая 2014 г., включенным в ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган городского округа с внутригородским делением формируется такими же двумя путями, как муниципальный район. Это закрепляется в законе субъекта РФ и уставе соответствующего муниципального образования; однако для этого уровня есть свои особенности, о которых говорит Федеральный закон. Представительный орган:

а) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства; законом субъекта РФ и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов в городском представительном органе исходя из численности населения таких районов (при этом норма представительства одного внутригородского района не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа);

б) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Как видим, один способ формирования является одинаковым для городского и муниципального представительного органа - выборы населением; но в другом способе есть отличие: по сравнению с муниципальным районом городской представительный орган формируется только из депутатов.

Напомним еще раз: в случае образования муниципальных округов вместо муниципальных районов и городских округов, когда внутренние (нижестоящие) муниципальные образования упраздняются, остаются лишь выборы депутатов населением.

Численность депутатов представительного органа поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования. Закон 2003 г. назвал минимальное количество (ч. 6 ст. 35):

- 7 человек - при численности населения менее 1 тыс. человек;

- 10 человек - при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;

- 15 человек - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;

- 20 человек - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;

- 25 человек - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;

- 35 человек - при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Представительный орган может рассматривать вопросы местного значения, отнесенные к ведению соответствующего муниципального образования. Наряду с этим Закон 2003 г. называет вопросы, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, т.е. они могут быть рассмотрены и разрешены только им:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Согласно ст. 36 Закона 2003 г. глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется его уставом в соответствии с указанной статьей полномочиями по решению вопросов местного значения.

Сначала Закон 2003 г. предусматривал, что глава избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, т.е. были два варианта. Новеллы 2014-2015 гг. определили, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Как видим, это уже три варианта, в последнем случае кандидатом может стать, образно говоря, стороннее лицо, отобранное конкурсной комиссией.

Вариант избрания главы на заседании представительного органа из рекомендованных комиссией лиц становится в наши дни преобладающим. Тем более что при этом варианте глава муниципального образования возглавляет местную администрацию (новелла от 3 февраля 2015 г.).

Глава муниципального образования:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Естественно, что на главу муниципального образования распространяются все неоднократно упоминавшиеся ранее требования об отчетности по его доходам, личным финансовым счетам, в том числе и пользованию иностранными финансовыми инструментами. Изменениями от 7 мая 2009 г. определено, что глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.

Изменениями от 7 мая 2009 г. усилена подконтрольность главы местной администрации муниципальному представительному органу и ответственность главы за решение местной администрацией вопросов местного значения и переданных государственных полномочий. Установлено, что глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: 

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; 

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; 

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Закон 2003 г. устанавливает ряд ограничений и оснований для досрочного прекращения полномочий главы администрации. В частности, глава не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.

В соответствии со ст. 38 Закона 2003 г. контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования (хотя по начальной редакции допускалось его избрание населением). В редакции от 27 мая 2014 г. ч. 1 ст. 38 гласит: "В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования".

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом 2003 г., БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Характерно, что права субъектов РФ в данном вопросе урезаны: в указанной статье говорится, что в случаях и в порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта РФ.

5. Экономическая основа местного самоуправления

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 49) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Муниципальная собственность служит осуществлению компетенции муниципальных образований, а поэтому в определенной мере зависит от их вида. В принципе в собственности муниципальных образований могут находиться (ст. 50 Закона 2003 г.) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов; автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального образования в соответствии с федеральными законами, и др.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Эти органы определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Вместе с тем органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ. В целом Закон 2003 г. достаточно подробно регулировал бюджетную сферу для местного самоуправления, однако далее (в редакции 2014 г. и позже) регулирование существенно сокращено в данном Законе, и он адресует к БК РФ. Более того, в ст. 52 Закона есть общее положение о том, что бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются данным Кодексом. Хотя предписания этого акта обширны, обобщенно можно констатировать, что собственные доходные источники местных бюджетов весьма скромны. Это отчисления от таких налогов, как земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, налог на доходы физических лиц, - по указанным в БК РФ нормативам для соответствующих местных бюджетов. Другие источники еще более скромны. БК РФ предусматривает и ряд источников неналоговых доходов местных бюджетов. Говоря обобщенно, это доходы: от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от продажи такого имущества (в том числе и земельных участков); от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; от платы за аренду земельных участков, за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты; и др.

Определенную (но, скажем прямо, достаточно скромную) роль в местной финансовой сфере могут играть средства самообложения граждан. В ст. 56 Закона под ними понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования таких разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Закон 2003 г. уделяет достаточное внимание проблеме, важной для местного самоуправления, - финансированию при наделении муниципальных органов государственными полномочиями. Как указывалось ранее, и в Конституции РФ, и в Законе определяется, что финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации или субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления, производится за счет средств соответствующего бюджета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция по конституционному праву "Конституционно - правовой статус Президента РФ" для 2 курса ПСА

 Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов РФ...